проект:   cih.ru / архи.всё -> архи . бионика
   Архитектурная бионика НОВОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В НАУКЕ И ПРАКТИКЕ АРХИТЕКТУРЫ
бионика
Архи . всЁ
прессслужба

BioCity — проект
Строительство
 

За последние 20—30 лет мир стал свидетелем появления в архитектуре необычных форм, напоминающих формы живой природы. Можно встретить покрытия зданий, сходные с причудливыми поверхностями раковин моллюсков (рис. 1). купола, интерпретирующие контуры скорлупы птичьего яйца, прозрачные решетки — структуры, уводящие к сложным переплетениям ветвей лесной чащи или скелетных остовов радиолярий.

В этих заимствованиях форм из живой природы сказалось не только желание найти новые средства выразительности, но и решить ряд насущных вопросов архитектуры, относящихся к областям экономики, техники, функции. Не случайно поэтому обращение архитекторов; инженеров, технологов к живой природе превратилось в широкое концептуальное движение в современной архитектуре. В разных странах оно получило различное название. В Советском Союзе в начале 1960-х годов ему было дано, как уже говорилось, название «архитектурная бионика» по аналогии с существующей тогда техни­ ческой бионикой.

Название «бионика» восходит к греческому bios, означающему жизнь. Соединенное со словом электроника оно дало наименование новому направлению в науке». Кратко — это отрасль науки, усилия которой направлены на исследование биологических систем и процессов, происходящих в живой природе, и на твор­ ческое использование их в технике.

Мир живой природы развивался и совершенствовался в течение многих миллиардов лет, выработав в себе целый ряд средств, которым аналогичны наши технические средства: радиолокационные приборы, летающие аппараты, оптические инструментцнавигационные приспособления.

Инженеры воспользовались готовыми решениями природы и с успехом применяют их на практике в са­ мых различных областях техники (рис. 2). Так, ученые обратили внимание на то, что медуза за несколько дней до шторма в океане начинает постепенно опускаться на дно. Стали выяснять причины. Оказалось, что у нее есть особое устройство, которое предупреждает о по­ добных изменениях в водной стихии. Советские уче­ные сконструировали по его подобию прибор «ухо медузы», заблаговременно информирующий моряков о приближении бури.

Или сложное явление в авиации — флаттер — ритмичное, не поддающееся регулированию колебание крыльев самолета, часто приводящее к их разрушению, особенно при повышенных скоростях. В процессе бионических исследований живой природы обнаружилось, что стрекоза давно «решила» этот технический вопрос: в ее крыльях имеются специальные подвески, предот­ вращающие флаттер.

То, что изучение «техники» природы может принести практическую пользу, уже не вызывает сомнений. Но интересна другая, познавательная сторона вопроса. Каким образом кажущаяся на первый взгляд далекой от техники живая природа стала для нее источником ценного накопления научного материала?

Философия диалектического материализма доказывает, что в мире все взаимообусловлено, нет вещей и явлений, которые бы не были связаны непосредственно или опосредованно между собой, нет непроходимых барьеров между живой и неживой при­ родой, что существуют законы, объединяющие весь

1 Название науки «бионика» предложено американским уче­ ным Джеком Стилом и принято на Первом симпозиуме по бионике, проходившем в г. Дайтоне (США) в 1960 г . В симпозиуме принимали участие советские ученые: А.И. Берг, Б.С. Сотсков и др.

Бионические аналогии в архитектуре: раковина моллюска Бионические аналогии в архитектуре: ресторан «Бермет» в г. Фрунзе
Рис. 1. Бионические аналогии в архитектуре: раковина мол­ люска и ресторан «Бермет» в г. Фрунзе

мир в единое целое и порождающие объективную воз­ можность использования процессов и связей элементов живой природы в искусственно создаваемых техничес­ких системах.

Человек и мир живой природы биологически едины.

Ф. Энгельс в «Диалектике природы» пишет:

«... И так на каждом шагу факты напоминают нам о том, что мы отнюдь не властвуем над природой так, как завоева­ тель властвует над чужим народом, не властвуем над ней так, как кто-либо находящийся вне природы, — что мы, наоборот, нашей плотью, кровью и мозгом принадлежим ей и находим­ ся внутри ее, что все наше господство над ней состоит в том, что мы, в отличие от всех других существ, .умеем познавать ее законы и правильно их применять» [1} .

Сходство по существу между человеком и остальным живым миром можно рассматривать не только в общем, но и в конкретном, техническом аспекте.

К. Маркс в «Капитале», в главе XIII «Машина и крупная промышленность» проводит прямую параллель между техникой природы и техникой, созданной человеком: «Дарвин интересовался историей естественной технологии, т.е. образованием растительных и животных ор­ ганов, которые играют роль орудий производства в жизни растений и животных. Не заслуживает ли такого же внимания история образования производительных органов обществен­ ного человека, история этого материального базиса каждой особой общественной организации?» [2].

Не говорит ли приводимая Марксом аналогия о возможности полезного для человека изучения техники живой природы? Если есть сходство, то вполне естественно и влияние, и при этом не только использование т.д. За терминами же скрывается и связь по существу. Общность принципов и закономерностей для живых организмов и технических систем была убедительно доказана кибернетикой. Наш современник академик С.Л. Соболев отмечает: «Как известно, в кибернетике машиной называют систему, способную совершать действия, ведущие к определенной цели. Значит и живые существа, чело­ век, в частности, в этом смысле являются машинами».

Не так уж неправ был великий французский матема­ тик (в философии — дуалист) Р. Декарт, живший 300 лет назад, когда он сравнивал человека с машиной. Лишь общий уровень знаний того времени и механи­ческий подход к решению вопроса взаимодействия в человеке идеального («духа») и материального («тела») делает его гипотезу исторически ограниченной 2. Необходимо также учесть, что мы сравниваем человека с современной машиной, не зная, какими станут маши­ ны будущего.

Интересующие бионику закономерности в живой природе, в отличие от чисто биологических или биохи­ мических процессов, можно назвать техническими.

Бионика занимается, например, «механизмами», средствами, которые помогают живому организму ви­ деть, слышать, чувствовать, преодолевать силы сопро­ тивления, тяжести и т.д.

Несомненно, что процесс использования этих средств — процесс творческий, приспособляющий из­вестные закономерности живой природы к потреб­ностям техники.

Рождение современной бионики было подготовлено развитием биологии, химии, физики, механики, мате­матической логики, кибернетики и т.д. Особое место здесь занимает математическая логика — одно из средств, позволяющих связывать в количественных и качественных отношениях явления живой природы с явлениями в технике и в архитектуре.

Математическая логика, родоначальником которой считается Аристотель, представляет собой математичес­кое символизирование форм человеческого мышле­ния — суждений, умозаключений, силлогизмов.

Некоторые результаты технической бионики: поиски гидравлических форм в живой природе для строительства подводных аппаратов моделирование кожи дельфина
Рис . 2. Некоторые результаты технической бионики а - поиски гидравлических форм в живой природе для строительства подводных ап­ паратов ; б моделирование кожи дельфина ; А структу­ ра кожи дельфина в разрезе (1 эпидермис ; 2 наружный слой кожи ; 3 внут­ренний слой кожи ; 4 губ­чатое вещество ); Б ис­ кусственная модель кожи дельфина (1 и 3 слои тон­кой резины ; 2 толстая резина : 4 жесткая основа , например судно ; 5 выступы )

В.И. Ленин отмечал: «Самые обычные логические «фигуры» — суть ... самые обычные отношения вещей» [3] . Это означает, что формы человеческого мышле­ ния есть не что иное, как отражение процессов, про­ исходящих в объективном мире, поэтому математи­ ческая логика в итоге облекает в математические сим­ волы («фигуры») отношения и связи компонентов объективного мира — природы и мышления.

  . страницы:
1  11
2 12
3 13
4 14
5 15
6 16
7 17
8  
9  
10  
  . содержание:

  . архи.Лекции
  . архи.проекты:


  . архи.search:
  . архи.другое:
Laguna Proun  — проект для Венеции
  . архи.дизайн:
  Семён Расторгуев ©  рaдизайн © 


    © "Архитектурная бионика" / Ю.С. Лебедев — М.: Стройиздат, 1990. — 269 с.

    © 2005 — 2015, проект АрхиВсё,  ссылайтесь...
Всё.